Студия фламенко "Lucero" (la_fragua1) wrote,
Студия фламенко "Lucero"
la_fragua1

Category:

Alegrias

 

Алегриас – самое известное направление Кантиньяс

 

Стоит отметить в связи с кантиньяс, что гибкость ритма в свое время позволила кантаорам переделать почти все народные или опереточные песни (La caracola, El prendero (pregón), La frutera, La Verdulera, La Castañera...), патриотические или политические гимны (El trágala, Rigeo, Torrijos...) в жанр кантиньяс. Особенно плодородной эпохой с точки зрения культуры для кантиньяс, несомненно, стала эпоха правления Кортесов, дух которых так ощущался в Кадисе.

 

Помимо всего прочего, необходимо признать, что среди кантиньяс есть так называемые алегриас, которые значимы, развиты и популярны настолько, что часто – парадоксально - алегриас для неопытной публики включает в себя все виды кантиньяс. Компас алегриас очень похож на компас солеа, но более быстрый, поэтому алегриас можно включить в класс самых «живых» и красивых (с точки зрения содержания летр) типов канте. Как любая кантинья, алегриас стал танцевальным жанром и особенно праздничным в большинстве своих версий. Одна из летр, наиболее часто исполняемая, такова:

 

A Cai no le llaman Cai               Кадис уже не зовут Кадисом

Que le llaman relicario,              а зовут его ковчегом для реликвий,

Porque por patrona tiene           потому что ему покровительствует

A la Virgen del Rosario.             сама Святая Дева дель Росарио.

 

Под названием Alegrías на дисках можно найти почти все виды канте пор Кантиньяс; причины этого были перечислены выше. В последнее время алегриас стали развиваться  в так называемое cante alante, когда центральной фигурой выступает кантаор, которому обычно аккомпанируют 2 или 3 гитариста. Таким образом, алегриас “alante” производит большое впечатление на неопытного слушателя, но представляет малую ценность для мира фламенко.

 

Танец пор алегриас.

 Несмотря на то, что есть несчетное количество танцоров и танцовщиц, работающих в этом жанре каждый в своей манере (Matilde Coral, Pepa Montes, Milagros Mengíbar, La Tati, Manolete...), многие из них стараются как можно быстрее перейти в булериас, и даже если неплохо было бы исполнить ремате в середине танца, они игнорируют этот факт, продолжая исполнение то в одном, то в другом стиле: с одной стороны, вероятно, чтобы продлить танец, а с другой стороны, потому что танцевать именно пор алегриас со всей присущей этому жанру грацией, достоинством, изяществом и является самым сложным в этом жанре. Так, во многих случаях в алегриас они отставляют канте и гитару в сторону (или вообще убирают, что случается чаще), чтобы ввести ужасно длинные и поэтому часто нудные сапатеадос. Хотя широкой публике это нравится, для настоящего ценителя искусства фламенко это лишь показатель снижения качества танца, такого зрителя лишают удовольствия насладиться всей сложностью танца фламенко, которая заключается в том, чтобы танцевать под музыку, а не без неё.

 

Салида, которая характеризует данный стиль

 

Говорят, что именно Энрике Бутрóн придал отличительную форму всем кантиньяс, а Игнасьо Эспелета ввел почти во все кантиньяс салиду или же терсьо (tercio) (четверостишие во фламенко или строфа, которое может содержать в себе как текст, так и, например, только Ay! Или же протяжное ау! (айео)), которые начинают, «открывают» пение и танец. Обычно салида в алегриас представляет собой такую строфу:

 

Tirititrán,

Tran,tran,tran...

 

Такая салида полностью состоит из айео) и получила свою популярность с приходом Маноло Варгаса (Manolo Vargas), кантаора, который во многом повлиял на связь между терсьос, исполняя по-настоящему синкопированные алегриас с более глубоким и цыганским колоритом, особенно в классических йамадах (ритмическая фигура, используемая для коммуникации между участниками исполнения, обычно вставляется перед началом какой-либо новой части). Его пение было более медленным, выстраивало такие мелодии, которые до него поддерживались только Эль Мейисо, копла в исполнении которого широко известна:

 

La Virgen del Pilar dice                     Святая Дева дель Пилар говорит,

Que no quiere ser francesa,             что не хочет быть француженкой,

Que quiere ser capitana                   а хочет быть командиром

De las tropas aragonesas.                в арагонских войсках.

 

Алегриас (из «Geografia del Cante Jondo» Доминго Манфреди Кано )

 

Жанр алегриас (с исп. «радость») – один из видов канте Кадиса. Веяние ветра, блеск солнца, ослепляющая белизна извести и соли, море, которое совсем близко, горизонт, теряющийся вдали и, может быть, ведущий совсем в другие миры, - всё готово взорваться, как большая петарда в самый пик праздника андалусской души, который и зовется канте пор алегриас, пение радости. «Это - естественная, чувственная красота кадисской сцены, подчеркнутая пением, пением пор алегриас и полным изящества и грации танцем», - говорил фламенколог Гонсалес Климент, проводя через свой правильный, образный язык аналогию между этим видом канте и приемом чиквелина в корриде, ведь «оба они состоят из наслаждения совершенной бесполезностью в отношении техники и неясного человеческого послания». Мысль Климента на самом деле намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Действительно, когда человек перестал быть дикарем? Только тогда, когда он начал делать что-то в высшей степени бесполезное, что-то, что не принесло бы племени ни дров, ни мяса, ни привело бы к войне и захвату пленников. До тех пор, пока человек не достиг нужного совершенства, чтобы заняться чем-то абсолютно ненужным, он не был цивилизованным созданием.

 

Алегриас – праздничное, легкое канте (cante breve), удивительно напоминающее сицилийское пение «фиори». Структура алегриас состоит из двух стихотворных куплетов, рифмующихся или нет, каждая строка пятисложная; когда же соединяются два куплета, последний всегда десятисложный. Тема коплы веселая, праздничная, другими словами, тема галантного кавалера в разговоре с молодой девушкой:

 

Cuando va andando,               Когда она проходит,

Rosas y lirios                           рассыпает розы и лилии,

Va derramando...

Tiene unos ojos,                      У нее такие глаза,

Que las pestañas                    что ресницы у нее

Le hacen manojos...                распадаются на пучки.

 

Родригес Марин нашел нечто общее между канте пор алегриас и муньейрой (с галл. «muñeira» – народный танец, популярный в Галисии и Астурии), когда во многих случаях первая строфа растет за счет прибавления одного слога:

 

Sale de la arсoba,                             Она выходит из алькова,

Coloraíta como una amapola...         Румяная, словно мак

 

И в довершение всего припев в таком стиле:

 

Andandito con ella;                 Когда я иду с ней,

Déjala pasar,                          уступи ей дорогу,

Que es mocita doncella...       она ведь невинная девица.

 

Канте пор алегриас содержит три основные части: преамбула (салида, выход), меойо (копла, основная часть) и эпилог (завершение). По характеру салида обычно выполняется смело, порой даже дерзко, индивидуально, со всем величием и достоинством, присущим этим древним землям. Меойо – это копла, обычно исполняется с вызовом, задиристо; ремате, или финалом, является припев, в котором кантаор смягчает вызывающий тон и украшает канте прекрасной «идой» (то есть уходом). Алегриас существует как танцевальный жанр, и техника исполнения танца ещё сложнее. Когда танцор в совершенстве овладевает этим жанром, трудно найти более красивый и веселый танец.

 

¡Fueron a coger coquinas!             

Los voluntarios de Cai                 

Fueron a coger coquinas,           

Y,  las primeras descargas,        

Tiraron las carabinas...

¡Que me lo tienes que dar,

Que te lo tengo que dar,

Un paseíto

Por la muralla real..!

 

Широко известен такой кантаор как Ниньо де Барбате, умевший наполнить душу слушающего радостью, когда пел:

 

Se amarra el pelo,         

Se amarra el pelo,                    

Con una jebra                            

De hijo negro...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments