Студия фламенко "Lucero" (la_fragua1) wrote,
Студия фламенко "Lucero"
la_fragua1

Cantiñas

 

Праздничные жанры, или как их ещё называют, estilos festeros, относятся к стилям, которые постоянно развиваются с незапамятных времен. Причина этого непрерывного преобразования или появления новых разновидностей в кантиньяс, тангос и булериас, заключается в том, что эти жанры завоевали повсеместную популярность. Во-первых, они исполнялись в так называемых «кафе для пения» (cafés cantantes) и сопровождались танцем в таблао, и, во-вторых, что немаловажно, эти стили допускают и приветствуют импровизацию со стороны артиста. Стоит подчеркнуть также тот факт, что в компас этих жанров часто «упаковывают» множество других ритмов и мелодий из других палос (видов) фламенко.

 

Кантиньяс (Cantiñas)

 

Кантиньяс – это один из наиболее аутентичных стилей пения Кадиса. Имеет большое число вариантов, порой очень любопытного происхождения, вариативны тональности этого жанра, многочисленны также различные ответвления. Само название жанра включает в себя такие стили пения, как: караколес (caracoles), мирабрас (mirabrás), ромерас (romeras)  и алегриас (alegrias). Строфа обычно состоит из 3-4 стихотворных строк с легким, незамысловатым ритмом. Такие коплы обычно довольно короткие и предположительно имеют связь со старой кадисской хотой. Компáс (compás, ритм) кантиньяс двенадцатидольный, хотя может быть и смешанным, как, например, в жанре алегриас. Особенно популярными кантиньяс стали в эпоху кафе для пения (Café Cantantes), начиная с 1860 года, когда появилась тенденция исполнять любую летру (текст песни) в этом жанре. Обычно пение сопровождалось танцем.

Наиболее многочисленными и ритмичными, с музыкальной точки зрения, считаются кантиньяс Кадиса, хотя существуют также и другие стили, как например, Пинини (Pinini), вышедшие из Утреры (Utrera) и Лебрихи (Lebrija). В общем, кантиньяс представляют нам мир, наполненный цветом, изяществом и ритмом, которые сыграли огромную роль в становлениях различных стилей фламенко, особенно в XIX веке. Среди многих исполнителей этого жанра следует отметить имена Маноло Вайехо (Vallejo) и “Нинья де лос Пейнес” (Niña de los Peines).

 

 

Кантиньяс / Las cantiñas

 

От этого канте произошло немало вариантов, которые к настоящему времени хорошо развились в самостоятельные жанры; однако некоторые его разновидности, не так часто исполняемые на публике, к сожалению, забываются. Поэтому нам искренне жаль, что из всего множества существующих кантиньяс кантаоры ограничиваются исполнением лишь небольшого их количества, что, несомненно, ведет к грандиозной потере наследия фламенко.

 

Жанр кантиньяс принадлежит к числу традиционных и самобытных видов канте Кадиса. Конечно же, в разных местностях кантиньяс приобретают довольно существенные различия. Так, существует свой стиль Кантиньяс в Санлукаре де Баррамеда или же Кантиньяс де ла Исла. Возможно, корень различий кроется в том, что какие бы ни были Кантиньяс  - танцевальные или же только музыкальные, - они представляют собой несколько стилей в одном. Блестящее исполнение Кантиньяс требует четкости компаса, соблюдения тональности и допускает возможность появления различных комбинаций и смешанных сочетаний в летрах. Этот тип канте от других отличает особая «хрупкость» и наличие синкопы, а также сложности, которые порой возникают из-за смены ритма.

 

Существует большое количество версий по поводу возможных источников происхождения Кантиньяс. Среди таких теорий есть и такие, что, например, утверждают, что на этот жанр оказала большое влияние арагонская хота. Но также известна другая теория о том, что когда-то давно существовал некий стиль –  с короткими летрами и быстрым ритмом, - который и положил начало жанру кантиньяс и его вариантам. Возможно, общая мелодия этого «пражанра» стала медленнее под влиянием солеа, четырехсложных копл и любовной, пейзажной темы, а также текстов, прославляющих Войну за независимость, и т.д.

 

Кантиньяс де лас Миррис, Ла Ромера и Ла Роса

 

Итак, все кантиньяс происходят из красочного мира, о котором писалось ранее, полны грации и обладают живым ритмом. Все это сыграло большую роль в классификации стилей фламенко, особенно в 19 веке. Варианты и разновидности этого чисто кадисского канте с музыкальной точки зрения отличаются только тональностями, а также стилем гитарного аккомпанемента во время пения.

 

  Как и следовало ожидать, преобладание в текстах тех или иных мотивов в конечном счете дало названия отдельным видам Кантиньяс: Кантиньяс де лас Миррис, де лас Ромерас или де ла Роса. Вот пример летры  Кантиньяс де лас Миррис:

 

De Sanlúcar hasta el Puerto            От Санлукара до Эль Пуэрто

Hay un carrí                                        есть железная дорога,

Que lo han jecho las Mirris              туда и обратно,

De вir y vení.                                       которую построили Мирри.

La Mirri Chica                                        Маленькая Мирри

Y La Mirri Grande                                 И Мирри Большая

Estaban jechas                                     Были сделаны

De azucar candé.                                 Из жженого сахара.

¿Qué es lo que suena?                     Что это звенит?

Los presidiarios                                   Это арестанты

Con sus caenas...                               звенят кандалами.

 

Или же пример Кантиньяс де ла Ромера:

 

Romera, ay, mi Romera,                  

No me cantes más cantares,            

Si te cojo junto al jierro                     

No te salva ni tu mare...                     

 

Кантиньяс де ла Роса:

 

Ayudarme, caballeros,                    Помогите мне, кабальеро,

A dibujar esta rosa                          нарисовать эту розу,

Que tengo luto y no puedo              потому что я в трауре и не могу

Dibujarla tan hermosa...                  изобразить ее во всей красе.

 

На сегодняшний день большинство исполнителей, если не сказать все, смешивают в своих выступлениях все типы Кантиньяс. Это смешение всевозможных вариантов Кантиньяс - не то что бы плохо, нет,  ведь иногда итоговый результат очень даже привлекателен, - но у молодых и неопытных любителей фламенко из-за этого часто складывается неверный образ: кантиньяс = алегриас.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments