Студия фламенко "Lucero" (la_fragua1) wrote,
Студия фламенко "Lucero"
la_fragua1

Category:

Solea

Soleá

 

 

Soleá (Domingo Mangredi Cano "geografia del cante flamenco")

 

Мануэль Мачадо однажды сказал, что солеа является «матерью для всех видов канте», точно так же, как севильская сегидилья - «дочь танца». Вне всякого сомнения, жанр солеа полон величия и скромности, глубокого чувства собственного достоинства и великолепия; солеа создана для того, чтобы позволить человеку рассказать о своих чувствах, которые, если бы не канте, могли бы так и не вырваться из раненой души. Классическая летра солеа состоит из трех (или четырех) восьмисложных строк.

 

Cuando vaya en busca tuya,   

los ojitos se me salte                            

como granitos y uvas.                          

 

Четырехстрочные солеа также называют «аполá» или «de cambio»:

 

El espejo en que te mires                             Когда ты смотришься в зеркало,

Te mires como tu eres,                                  ты смотришь, как ты выглядишь,

Pero nadie te diria                                          но никто не может сказать,

El pensamiento que tienes                           о чем ты при этом думаешь.

 

Две восьмисложные строки, где первая строка четырехсложная, также возможны. В общем, такое канте получает название солеарес, возможно, потому, что, оставаясь в сущности единым стилем канте, солеарес не перестают быть многообразными, т.к. любой исполнитель может привнести свой штришок в общую картину. Гитара играет большую роль в канте пор солеарес, и между стихами, исполняемыми певцом, звучит самая лучшая музыка, какая только возможна. Фальсетас пор солеарес в исполнении хорошего гитариста на хорошей гитаре могут свести с ума, и тому есть немало примеров, когда чудесная мелодия заставляла людей прочувствовать все то, что хотела передать музыка. Канте пор солеарес настолько гибко, что, не теряя ритма, мелодия может переходить от величественности каньи или поло к безудержной радости канте Кадиса:

 

Yo metí a la lotería,                                                  /Я решил сыграть в лотерею,

Y me ha tocao tu persona,                                     / И тебя я выиграл,

Que era lo que yo quería.                                       / То, чего я так хотел.

Te vi a decí a dónde fui:                                         / Я скажу тебе, куда я ходил.

A contá, de puerta en puerta, cositas de ti       / А ходил я от двери к двери, 
                                                                                                                   рассказывая о тебе.

 

О солеарес Мануэль Мачадо написал впечатляющие строки:

 

Пение солеарес,

Глубинное пение сердца,

Глубинное пение.

 

Королева всех песен.

Мать песен, рожденных в народе.

Оплакивай свои ноты,

Песнь бесподобная.

 

В моем опустошенном сердце

Звучит только припев “De profundis

Плачь, песня!

 

Как считает Доминго Манфреди Кано, автор книги «География канте хондо», коплы солеарес  наиболее близки андалусскому мироощущению и воображению. В трех строчках целиком и полностью обозначаются и вопрос и ответ на него, то есть то, что кантаор лично хочет донести через песню слушателям. Некоторые из этих летр представляют собой настоящие стихотворения, и для того, чтобы создать их, самым прославленным поэтам  Андалусии потребовалось бы немало времени и усилий. Приведём в качестве примера следующие коплы:

 

Tu calle ya no es tu calle,        / Твоя улицане твоя больше,

Que es una calle cualquiera,  / Это улица для любого,

Camino de cualquier parte.    / Дорога в любую сторону.

 

El querer que me mostrabas  / Любовь, о которой ты мне говорила,

Era polvito y arena                  / была лишь прахом из пыли и песка,

Que el aire se los llevaba.      / Который развеял ветер.

 

Le dijo el tiempo al querer:   /Время шепнуло любви:

Esa soberbia que tienes       / «За эту надменность, что в себе ты носишь,

Yo te la castigaré.                  /  Я тебя накажу».

 

Voy como si fuera preso:     /Подобно пленнику, бреду:

Detrás camina mi sombra;   / за мной моя тень плетется,

Delante, mi pensamiento.    / впередимои думы.

 

 

Soleá

 

Большинство кантаоров утверждают, что солеа – это мать всех канте. Фламенкологи и музыканты также признают это. Поэты провозглашают солеа королевой копл Андалусии. Именно в канте пор солеа целиком и полностью раскрывается умение и знания хорошего кантаора, т.к. по своему ритмическим и мелодическим возможнгстям солеа подобна самому разъяренному и неподатливому быку на корриде. Жанр солеа менее трагичен, чем сигирийя, но более точен и строг в мелодическом и музыкальном отношении, что делает его подчас более сложным для исполнения. Большое разнообразие стилей и постоянная востребованность в репертуаре исполнителей фламенко делают солеа одним из первых, базовых видов канте, в свою очередь порождающих другие его формы и ответвления: канья, поло, солеа аполá, солеа петенера, даже булерия – канте праздничное и менее глубокое, однако не менее сложное. Названия типа Булерия пор солеа или солеа пор булерия, в сущности, выражают одно и то же, однако все же эти стили могут немного отличаться по скорости исполнения, приобретая соответственно большее сходство либо с булериас,  либо с солеа.

 

Канте

 

Вероятно, пение пор солеарес сложилось в первой трети XIX в для аккомпанирования танцу с помощью халео. Однако впоследствии оно превратилось в канте, предназначенное исключительно для слушания, таким образом, становясь одним из базовых во фламенко.

Летры солеарес затрагивают множество тем, от поверхностными до по-настоящему трагических, таких как желание жить, любовь и смерть. Строго говоря, нельзя говорить о солеа в целом, а только о канте пор солеа (или пор солеарес). Существует несколько разновидностей канте пор солеа: де Кадис, де Херес, де Севилья, де Триана, де Алькала, де Лебриха…   В 1875-1915 годах (эпоха Локо Матео, Ла Сернеты и Энрике Эль Мейисо, Хуакини и Хоакина де ла Паула) солеа приобрела всю свою значимость и важность. В настоящее время, солеа является наиболее исполняемым кантаорами стилем фламенко на фестивалях и сольных концертах, поскольку современные любители фламенко ценят как сложность исполнения этого канте, так и его вариативность. Летра солеа состоит из 3-4 восьмисложных строк, рифмованных или ритмически подобранных. 

 

 

Гитара

«… Гитара играет решающую роль в этом канте. Все возможные темы могут затрагиваться в солеа, почти всегда в копле присутствует доля философии, сентенции, связанные с жизненным опытом. В солеарильи или «короткой» солеа (soleá corta) первая строка укорочена до четырех слогов, этот вид канте более легкий, живой и является чем-то вроде посредника между канте чика («малое, легкое пение») и канте гранде («большое пение»)».

 

El baile

 

На сегодняшний день танец пор солеа определятся фламенкологами как один из наиболее благодатных для женского исполнения жанров танца фламенко. Очень важны плавные движения рук, покачивания бедрами и гибкость. Часто в хореографии этого танца используются многочисленные маркировки, позы и проходки. Однако в настоящее время не остаются на втором плане также сапатеадо и патеос (перестук каблуками). Некоторые фламенкологи даже высказывают свое недовольство по поводу злоупотребления таконео в солеа, несмотря на то, что в центре танца обязательно присутствует одна из базовых, «несущих», структурных частей - эскобилья, скорость и сложность которой во время её исполнения увеличиваются. Солеа отличается от других жанров фламенко своей глубиной и особой манерой держаться. Здесь чувство выходит на первый план. Компас солеа представляет собой базовую схему «двенадцатидольника», которая прослеживается и в других жанрах фламенко той же группы.  Принято использовать два вида акцентировки в компасе:

 

123 456 78 910 1112

 

123 456 78 9 y 10 1112

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments