Студия фламенко "Lucero" (la_fragua1) wrote,
Студия фламенко "Lucero"
la_fragua1

Tangos

Los Tangos

 

Тангос (Domingo Manfredi Cano “Geografia del cante jondo”)

 

Вид канте, типичный для Кадиса, созданный, чтобы аккомпанировать танцу. Ритм тангос настолько гибок, что жители Кадиса с легкостью вводят в базовую мелодию ритмы, мелодии, коплы (куплеты) из других жанров. Это канте, веселое, свободное, древнее, как сам Кадис, возможно уже в Риме сопровождало танцы андалусских танцовщиц, которых привозили туда римляне – завоеватели земель и прекрасных девушек. Тангос, как и другие стили фламенко (канья или солеа, например), имел и имеет своих знаменитых исполнителей. Этот вид канте и соответствующий ему танец столь притягательными и завораживающими делает в первую очередь свойственный им ритм, от которого очень трудно «отделаться».

 

¡Con el ay, caray, caray!           Эх, черт возьми,

¡Mirusté qué fiestas                   только посмотрите, какие праздники

Va a haber en Caí!                     бывают в Кадисе!

Luego, qué jambre                     И как потом

Se va a pasá...                            их будет недоставать...

¡Ay, caray, caray, cará...!           Эх, черт побери! 

 

Это один из примеров припева, который дополняет летры (куплеты, текст которых несет смысловую нагрузку), стоит признать, не всегда понятные и даже противоречащие таким базовым наукам, как грамматика и география:

 

Las fiestas de mi tierra                                 Праздники на моей земле

Son de canela,                                              все из корицы,

Y está el Ayuntamiento                                а наша мэрия

De enhorabuena...                                        вся из добрых намерений 
                                                                         (дословно "из "в добрый час")

 

Cuatro casas tengo en Londres,                  У меня четыре дома в Лондоне,

Que me las dejó mi tía,                                 которые мне оставила тетушка,

Y rentan cuatro millones                               и они приносят каждый день

De dinero tós los días.                                   по четыре миллиона.

 

Тангос способен на многое: омолодить, ободрить и исполнителя, и зрителя, ведь всякая радость берет свое начало в благих намерениях…

 

Тангос и тьентос (horizonte flamenco)

 

Тангос – вид канте, в котором летра состоит из четырех, иногда трех, восьмисложных стихотворных строк. Является одним из базовых стилей фламенко, несмотря на то, что его появление с исторической точки зрения считается явлением более поздним, нежели появление других основных стилей канте.

Откуда же берут свое начало тангос? Существует несколько версий на этот счет. Рикардо Молина и Антонио Майрена не указывают точную дату появления тангос, но говорят о том, что «в Триане всегда пели и танцевали «пор тангос»». Если следовать мысли тех же авторов, то же самое происходило и в Кадисе, где появление тангос датируется приблизительно концом XIX века. Возможно, жанр тангос – один из самых древних, относящихся к халео, а старые коплы для танца – «прародители» современных.

По мнению Хосе Бласа Веги, слово «tango» впервые упоминается в одной странной рукописи под названием «Зарисовки города Кадиса» (из произведения «Танцы Кадиса»), написанной Д.Ф. Систо в 1814 году. В выше упомянутом документе автор пишет о том, что тангос составляли часть народных праздников Кадиса.


В комментариях Чарльза Давильера о его поездке в Испанию в 1862 году упоминается молодая жительница Кадиса, которая танцевала «американское танго с необыкновенным изяществом». И далее автор пишет: «Танго – это танец черного населения с очень четким и сильно акцентированным ритмом. То же самое можно сказать и о других мелодиях этого танца; обычно песня начинается словами «¡
Ay, que gusto y que placer!» и очень популярна здесь уже в течение нескольких лет, как и танго…»

Мануэль Гарсиа Матос высказал предположение, что записи Давильера – это первый документ, в котором упоминается копла пор тангос, введенная в канте фламенко. Однако Хосе Блас Вега поддерживает другую, высказанную выше версию о возрасте танго фламенко: в 1847 г в издании одной андалусской сарсуэлы Франсиско Санчеса дель Арко под названием "¡Es la chachi!", в которой фигурируют следующие строки:

"Y no cambio los tesoros              
de tanta nación polilla                    
por mis tangos de Sevilla
y mis corridas de toros,
mi Jerez y manzanilla"


Блас Вега пишет: «Это и есть та самая эпоха, когда танго облачается в ритмы фламенко, т.к. Словарь Испанской Академии Наук 1832 года издания ещё не находит определения этому слову, но в 1852 г оно появляется в словарях». 

Другой фламенколог, Анхель Алварес Кабальеро, который не согласен с утверждением, высказанным Бласом Вегой, пишет: «Хотя некоторые авторы приписывают содержание этих строк танго как одному из канте фламенко, я считаю, что это лишь рискованный домысел, т.к. текст не содержит ничего особенного и может относиться лишь к танцу. Но и в этом случае нельзя с точностью утверждать, что это был танец «пор танго фламенко», а не какой-либо другой народный танец той эпохи». Аргументы, приводимые Альваресом Кабальеро, близки по стилю уже упомянутым выше рассуждениям Рикардо Молины и Антонио Майрены по поводу халео и копл для танца как предварительного этапа развития канте пор тангос во фламенко. 

Другая из многочисленных теорий по поводу родины танго фламенко говорит о возможности родства с латино-американским танго. Эту позицию целиком и полностью отвергают Молина и Майрена.  Мануэль Риос Руис также не согласен с этим предположением, т.к., по его мнению, другие фламенкологи выдвигают латино-американскую теорию, не принимая в расчет того, что принадлежит исключительно танго фламенко – его самобытность: компас, интонацию и тематику его летр». 

Гарсиа Матос и Аркадио Ларреа, напротив, защищают «американскую теорию» появления танго фламенко, подтверждая свою точку зрения так: «Американское танго попало через Гавану в Кадис, а здесь цыгане переделали его для себя, придав этому танцу форму фламенко, которая сейчас широко известна». В конечном счете, вопрос о происхождении жанра тангос во фламенко до сих остается без ясного ответа.

Больше всего тангос фламенко распространены в Кадисе, Хересе, Триане и по всему средиземноморскому побережью вплоть до Малаги. Однако не стоит забывать и другие разновидности тангос, бытующие в Гранаде, Хаэне и даже в Эстремадуре.

В истории канте пор тангос особый след оставил такой кантаор как Энрике Эль Мейисо, который считается, вместе с Аурелио Сейе и Игнасьо Эспелета, основателем этого жанра; в севильском районе Триана, известны Эль Тити и Ла Нинья де лос Пейнес (больше всего популяризовавшая это канте), Вайехо, Пепе де ла Матрона и Антонио Майрена. В Хересе, помимо Мануэля Торре, который в этом жанре, как и во многих других, оставил свой отпечаток, стоит отметить кантаора по имени Фрихонес. В Малаге зародились некоторые виды жанра тангос, которые получили названия по именам кантаоров Эль Пийайо, Ла Прирула, Ла Рапонпа и др.  Сакромонте в Гранаде - типичное место для исполнения  в жанре тангос, а также таких его ответвлений как: тангос дель камино, лос канастерос и лос меренгасос. В Хаэне тоже поют тангос канастерос и тангос де Ла Карлотита. И, наконец, в Эстремадуре есть свои исполнители тангос – Хуан Кантаро и Порринас де Бадахос. Однако это далеко не полный список имен, внесших свою лепту в историю развития жанра тангос.

Тангос был очень востребован в «кафе для пения» (café cantante) в «золотую эпоху» фламенко (приблизительно в конце XIX века и начале XX), а кантаора такой величины как Мануэль Торре после его дебюта в Севилье стали называть не иначе, как кантаор пор тангос. В настоящее время канте пор тангос входит в репертуар большей части кантаоров, будучи очень гибким и открытым любым инновациям, которые не перестают удивлять публику.

 

 

Тангос (из журнала «Caña de flamenco»)

 

Уже в начале ХХ века в представлениях фламенко были очень распространены тангос, приобретшие, таким образом, огромную популярность – и как стиль канте, и как танец. В ту эпоху тангос исполнялся в «кафе для пения» (café cantante) с той же частотой, что и сейчас – в таблао и на современных фестивалях. Стоит отметить, что встречаетя несколько вариантов стиля исполнения этого жанра кантаором. Например, кантаор из Хереса Мануэль Торре, исполняя канте пор тангос, часто импровизирует, его тангос обладают ярко выраженной индивидуальностью. Но другие кантаоры, напротив, стараются придерживаться традиций, уже сложившихся ритмов и мелодий, особенно это относится к тангос де Кадис, де Триана и де Малага (Нинья де лос Пейнес, которая является одной из наиболее известных в истории исполнительниц тангос, Эль Гарридо, Эль Пийайо, Мохама, Эль Тити де Триана, Маноло Варгас, Эль Чакета, Антонио Майрена, Маноло Караколь). А в родственном жанре, варианте тангос -  танго-тьенто – бережно сохраняется аутентичная форма, которую ему придали такие маэстро как Антонио Чакон и Мануэль Торре.

 

Эволюция в последние годы

 

Без всякого сомнения, по примеру Ниньи де лос Пейнес, возникло много стилей канте пор тангос. Например, Эль Пийайо исполняет тангос абсолютно в другой манере, с другой интонацией, а интерпретация Ла Репомпы, напротив, почти повторяет исполнение Антонио эль Чакеты. Таким образом, можно сделать вывод, что тангос как стиль фламенко дает простор творчеству и индивидуальной фантазии артиста, с легкостью воспринимая импровизацию. Особенно бурное развитие его пришлось на наше время, начиная с 50х годов ХХ века. И вот, в статье «Вчера и сегодня в мире фламенко» мы можем прочитать следующее: «Эволюция тангос сильно выделяется на фоне современного состояния других жанров фламенко и находит свое продолжение в творческих экспериментах артистов с мелодией и компасом, чему есть немало подтверждений».

 

Камарон и Моренте вносят свой вклад

 

Величайший кантаор-исполнитель канте хондо, Хосе Монхе (Камарон де ла Исла) ярко отразил в стиле тангос свою творческую и исполненную индивидуализма натуру. Он смешал в своем пении quejío (дословно-«жалобный стон», термин для обозначения сочетания тембра и интонации голоса, необходимого для исполнения драматических жанров фламенко) и dulzura («сладость»), и привнес новизну в форму, давая начало новой эпохе фламенко. Камарона ни с кем нельзя спутать, особенно, когда он исполняет тангос. Поэтому многие современные кантаоры-последователи Камарона,  число которых только растет, пытаются во всем подражать его стилю и технике пения.

 

Что касается Энрике Моренте, другого кантаора, который также создал собственную школу, то и он имеет достаточно много последователей и учеников. Его тангос также являются ярким примером эволюции в мире фламенко. Тангос, исполняемые Моренте, базируются на традициях тангос де Малага и де Гранада, но все же их отличает невероятное качество исполнения, приятный голос и летры, содержание которых часто приходит из народных песен, переложенных на ритм фламенко.

 

Так же, как и в случае с Камароном, тангос Моренте, как по наследству, переходят следующему поколению и пополняют сокровищницу фламенко своими праздничными мотивами.

 

Постоянный поиск

 

Жанр тангос, за исключением его старинного варианта тьентос, - один из немногих стилей фламенко, которые эволюционируют постоянно. Однако не стоит забывать – что, к сожалению, сейчас случается все чаще, - о великих исполнителях прошлого и, в частности, это относится и к канте пор тангос. Вот, например, кантаор, обладающий изяществом, чувством юмора и яркой индивидуальностью, - Антонио Эль Чакета.

 

Sentaíto en la escalera          Сижу на лестнице

Esperandо el porvenir            в ожидании будущего,

Que nunca llega                      которое никак не наступает.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments