Студия фламенко "Lucero" (la_fragua1) wrote,
Студия фламенко "Lucero"
la_fragua1

Categories:

Булериас

 Булериас (Bulerias)

В наше время редко можно встретить аудио- или видеоматериал, выпускаемый в стиле фламенко, который не содержал бы в каком-либо виде булериас, и редкая компания не завершает свой спектакль также фиестой пор булерия. Однако этот жанр не всегда пользовался такой популярностью, как сейчас. Фактически, он может считаться подростком в большой и почтенной семье стилей фламенко. В начале ХХ века, когда другие основные формы канте, такие как тона, фанданго, сигирийя или солеа уже представляли собой как бы становой хребет канте, булерия только еще зарождалась, и за очень редким исключением, самые старые ее записи представляют собой песенки почти вульгарного уровня и содержания, либо музыкальные темы, пришедшие из фольклора и помещенные в рамки примитивного компаса.

Немного истории

В первую очередь, нужно честно признаться, что так же, как и для практически всех остальных жанров фламенко, нельзя определить с полной уверенностью, как, когда или где зародилась булерия, и кто был ее автором (традиция считает создателем булерии жителя Хереса по имени Локо Матео, хотя этот факт постоянно подвергается сомнению со стороны фламенкологов). Согласно изысканиям Майрены и Молины, само название жанра появляется в литературе впервые в 1881 году, в качестве синонима слова "burla", то есть шутка, насмешка, и как правило, такая этимология считается классической (burla - burleria - buleria). Труднее определить происхождение формы как таковой - принято говорить о непосредственном родстве с халео Хереса (jaleos de Jerez), с романсами (romances) и т.д., на этот счет существует много теорий и весьма немного точных данных. Интересное высказываение можно, например, найти у фламенколога Франсиско Родригеса Марина (род. в Севилье в 1855г.): он утверждал, что во времена его молодости булериас еще не был известен, и в 1929 г. в своей книге "Душа Андалусии" ("El alma de Andalucia") говорил о нем как о новом и странном явлении, не представляющем особой художественной ценности, и это когда некоторые варианты булериас уже были записаны в исполнении не только таких фигур, как Эль Пена, Эль Гарридо де Херес или Хосе Сеперо, но и сама Пастора Павон, "Девушка с гребнями" (Nina de los Peines) уже успела записать их чуть ли не полдюжины под разными названиями.
Другой фламенколог, Иполито Росси (Hipolito Rossy), который родился в 1897 г., также утверждает, что о булериасе известно очень мало вплоть до двадцатых годов ХХ века, хотя и с оговоркой, что некоторые исполнители все-таки пели и танцевали в этом жанре и раньше.

Компас и канте

Булериас – один из видов канте фламенко, который произошел путем ускорения ритма солеа. 
 Традиционная булерия состоит из одной коплы (куплета) из трех или четырех восьмисложных строчек в каждой, что делает ее  похожей на сегидилью (seguidilla), несмотря на то, что этот жанр допускает использование всех видов ритма, а также импровизации. Булериас – жанр праздничный, веселый, с быстрым ритмом, незамысловатым текстом и требует больших усилий от кантаора. Великолепно сочетается с халео, пальмас (хлопки в ладоши с определенным ритмом) и всяческим сопровождением со стороны участвующих в празднике: подбадривающими словами, фразами и т.д. Стоит также отметить, что этот жанр один из немногих, который допускает и даже приветствует возможность импровизации.

Уже довольно давно булериас популярен, и немало благодаря тому, что многие песни, куплеты и т.д., которые вливаются на протяжении эволюции этого жанра, далеко не всегда происходят из мира фламенко.

Как в большинстве видов канте, для булериас тоже можно выделить определенные территории, где этот жанр приобрел отличительные черты. Во-первых, это Херес де ла Фронтера (Jerez de la Frontera), затем следуют Лебриха (Lebrija), Кадис (Cádiz), Утрера (Utrera) и Триана (Triana). Terremoto), Боррико (Borrico), Эль Глориа (El Gloria), Нинья де Лос Пейнес (Niña de los Peines),, Бернарда и Фернанда де Утрера (Bernarda, Fernanda de Utrera), Перла де Кадис (La Perla de Cádiz) и  Эль Торта (El Torta). Можно выделить также гитаристов, играющие в стиле булериас: Пако де Лусия (Paco de Lucia), Херардо Нуньес (Gerardo Núñez), Мануэль Морено Хименес «Мануэль Морао» (Manuel Moreno JiménezManuel Morao”),  Мануэль Фернандес Молина «Паррилья де Херес (Manuel Fernández MolinaParrila de Jeréz”), Пепе Абичуэла (Pepe Habichuela), Хуан Сантьяго Майа «Мароте»(Juan Santiago MayaMarote”) и т.д. Однако это лишь та небольшая часть людей, которые смогли поднять этот жанр до такой высоты.

Херес де ла Фронтера знаменит тем, что считается родиной булериас, и то, что сейчас называется Булериас де Херес, обычно предполагает короткие куплеты из 3-4 строчек, по 8 слогов в каждой, например:

No te mando mas castigo                           Я не желаю тебе худшего наказания,
que estes durmiendo con otro                    чем то, что ты будешь спать с другим,
y estes sonando conmigo.                          а во сне видеть меня.


Это самая распространненая поэтическая форма для большинства вариантов канте (хотя есть несколько более коротких стилей, видимо, происходящих из других географических районов). Разновидности булериас, считающиеся классическими, можно буквально пересчитать по пальцам, но этот жанр обладает уникальным качеством: существует булериас как вид канте и канте «пор булериас» (исполнение в ритме булериас). Когда, например, Пастора Павон исполняет “
Cielito lindo”, Пепе Марчена - ¨Los cuatro muleros¨, Порринас де Бадахос - ¨Ojos verdes¨, Лоли - ¨La Mariposa¨, Камарон де ла Исла - ¨La leyenda del tiempo¨, речь идет о пении «пор булериас», то есть об исполнении песни, оригинального или фольклорного происхождения, в компасе фиесты. Кантаоры традиционного направления в свою очередь используют такие «авторские варианты» для того, чтобы придать большее разнообразие своему исполнению. На протяжении долгого времени и эволюции этого жанра существовало большое количество кантаоров, но среди них легендой считается Франсиска Мендес Гарридо, Пакера де Херес (1934-2004) в силу мощи ее индивидуальности и присущего ей ощущения компаса. Она считается королевой булериас, и ее смерть два года назад оставила нам лишь пустоту, которую ещё не скоро можно будет заполнить.

 

Компас булериас  

 

В теории компас булерии – тот же, что и компас солеа, но более быстрый. Однако на практике для традиционных исполнителей едва ли существует какая-либо связь между этими двумя жанрами. В самом начале своего пути булерия имела простой компас, который повторялся через 6 долей, но в конечном итоге он стал считаться на две «тройки» и три «двойки», в сумме составляющих двенадцать (compas de amalgama). Но так называемый этикет по соблюдению компаса – это ничто иное как малая часть общего знания, ведь во фламенко исполнитель в основном имеет дело с пульсацией, или акцентами, независимо от умозрительной системы счета на 12. В частности, в булериас компас выглядит подобно веревке с акцентами в виде прищепок, которые кантаор, гитарист или байлаор используют каждый на свой лад. Могут иметь место трехдольные, двухдольные, шести- и двенадцатидольные ритмические конструкции, их сочетания и даже противопоставление. Часто, например, танцор переходит на шаги, считающиеся на 3, а гитарист продолжает свою тему, поддерживая рисунок двенадцатидольника. Несмотря на то, что компас булериас универсален, существует несколько вариантов в зависимости от георафических районов. Так, например, в булериас де Херес темп как правиль быстрее, нежели в булериас де Утрера, а в булериас де Лебриха существуют традиционный способ маркировки компаса, восходящий к старинным романсам, которые также исполняются в этой местности.

 

Танец

Как танец булерия предполагает у танцора наличие интуиции, хорошей реакции, она позволяет байлаору показать себя во всем блеске и даже «заигрывать» с публикой. Если танец фламенко был придуман в Лондоне или Париже, как сейчас нам говорят некоторые исследователи, то танец булериас – это сокровище, которым владеет каждый кантаор, гитарист или байлаор, – образец настоящей подлинности и местного колорита, как и канте пор булериас. Во многих больших постановках мы можем увидеть хореографию с использованием таконео (перестук каблуками), шлейфа, вращений, высокую технику которых нам демонстрируют танцоры в таких жанрах как солеа, сигирийа, тангос, алегриас или таранто – наиболее востребованных публикой стилях в последнее время. Танец пор булериас, напротив, рождается не для глаз туристов или крупных спектаклей. Его танцуют дома, в окружении соседей, в тавернах и т.д. Лучшие байлаоры «фиесты», как говорят, - это маэстро минимализма, едва заметных жестов и лукавой грации. И все это великолепно вписано в компас, без которого структура танца расшатывается и распадается. Богатый опытом завсегдатай фиест (фестеро) Ансонини дель Пуэрто (Мануэль Бермудес Хункера, 1918-1983) повторял, что лучше всех булериас танцует тот байлаор, который меньше всех двигается.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments